Материалы и методы. В исследование включено 60 беременных женщин с COVID-19, разделенных в зависимости от сроков беременности при инфицировании SARS-CoV-2 на подгруппы: 14 женщин в I триместре, 17 – во II триместре и 29 – в III триместре. Группу сравнения составили 20 беременных женщин без клиниколабораторных признаков острых респираторных вирусных инфекций. Концентрацию IL-15 определяли в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа. Для статистической обработки данных применяли программу Statistica 10.0 (StatSoft, США). Статистически значимым уровнем ошибки считали p < 0,05.
Результаты. Основными клиническими проявлениями COVID-19 у беременных женщин являются катарально-респираторный синдром (93,3 ± 3,23 % случаев), интоксикационный синдром (86,7 ± 4,38 % случаев) и неврологические проявления (66,7 ± 6,08 % случаев). Беременные женщины с COVID-19 в сравнении с беременными женщинами без клинико-лабораторных признаков острых респираторных вирусных инфекций имели более высокие показатели в крови IL-15 (p = 0,003). COVID-19 характеризуется снижением уровня IL-15 в крови в III триместре гестации в сравнении с I и II триместрами (p = 0,001; p = 0,013). IL-15 в крови SARS-CoV-2- инфицированных беременных женщин имел прямую корреляционную связь с протромбиновым временем (p = 0,017), тромбиновым временем (p = 0,027) и международным нормализованным отношением (p = 0,039), обратную связь – с уровнем лимфоцитов в крови (p = 0,009), фибриногена (p = 0,005), сывороточного железа (p = 0,012) и прямого билирубина (p = 0,008 при легкой форме COVID-19). Факторами, ассоциированными с IL-15 в крови беременных женщин с COVID-19, являются нарушение обоняния и вкуса (p = 0,043), кашель (p = 0,014) и рвота (p = 0,005).
Заключение. Оценена связь концентрации в крови IL-15 с коагуляционными и биохимическими показателями у женщин с COVID-19 в разные сроки беременности и в зависимости от клинического течения COVID-19.
Материал и методы. Модель фульминантной формы острого некротизирующего панкреатита создавали введением 0,3 мл 10 % неионного детергента полиэтиленгликоль-октилфенолового эфира в желудочно-селезеночную часть поджелудочной железы крыс. Для сравнительной оценки влияния клеточной терапии на исходы фульминантной формы острого некротизирующего панкреатита экспериментальным животным через 6 часов от начала моделирования заболевания внутривенно вводили 0,9 % NaCl, мезенхимальные стромальные клетки (МСК) и микровезикулы (МВ) МСК. Оценка функции выживаемости в группах проводилась по методу Каплана-Мейера. Забор органов и тканей производили у всех выживших и умерших животных. Гистологические изменения в тканях поджелудочной железы и органахмишенях изучались путем окрашивания препаратов гематоксилином и эозином.
Результаты. У животных контрольной группы развивалась молниеносная (фульминантная) форма заболевания, при которой на фоне субтотального некроза поджелудочной железы происходило системное нарушение микроциркуляции с формированием синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания, признаками полиорганного поражения и 100 %-й летальностью без лечения. Летальность в группе, где для лечения внутривенно применялся физиологический раствор, составила 83,3 %. Раннее применение МВ МСК способствовало повышению выживаемости экспериментальных животных, летальность составила 16,7 %. В группе, где для лечения в ранние сроки внутривенно вводились МСК, все животные выжили и были выведены из эксперимента на 7-е сутки для патоморфологического исследования.
Заключение. Внутривенное применение клеточной терапии (МСК и МВ МСК) через 6 часов от начала моделирования заболевания положительно влияет на выживаемость экспериментальных животных с фульминантной формой острого некротизирующего панкреатита.
Цель исследования. Оценить показатели прооксидантно-антиоксидантного статуса в стенке желудка при бесшовном способе закрытия перфоративного язвенного отверстия.
Материалы и методы. Проведено изучение уровня прооксидантов и антиоксидантов в образцах ткани желудка лабораторных животных после бесшовного закрытия перфоративного отверстия в сравнении с традиционным шовным способом.
Результаты и заключение. Показано, что при бесшовной герметизации перфоративного отверстия желудка с применением фибринового клея «Фибриностат» происходят те же процессы, что и при шовном, однако окислительный стресс менее выражен, что может быть связано с антиоксидантными, гастропротекторными и регенераторными свойствами фибринового клея.
Цель исследования: оценить клинико-анамнестические особенности у пациентов с цервикальными интраэпителиальными плоскоклеточными поражениями и установить факторы риска указанной патологии в раннем репродуктивном возрасте.
Материалы и методы. На клинической базе кафедры акушерства и гинекологии с курсом повышения квалификации и переподготовки УО «Белорусский государственный медицинский университет» в УЗ «1-я городская клиническая больница» г. Минска проведено проспективное когортное исследование (2020–2025 гг.) с участием 186 женщин 18–35 лет с гистологически подтвержденными ВПЧ-ассоциированными цервикальными интраэпителиальными плоскоклеточными поражениями, которые были разделены на 2 группы: в 1-ю группу вошли 102 женщины с цервикальным поражением низкой степени (LSIL), во 2-ю – 84 женщины с цервикальным поражением высокой степени (НSIL). Проводился комплексный анализ анамнестических, клинических и лабораторных данных.
Результаты. Установлено, что ранний половой дебют, курение, большое количество половых партнеров, наличие абортов в анамнезе и использование прерванного полового акта как метода контрацепции являются значимыми (p < 0,001) факторами риска развития цервикальных интраэпителиальных поражений высокой степени. Статистически значимыми оказались также наследственная предрасположенность к раку шейки матки (p = 0,015) и наличие сопутствующей патологии пищеварительной и дыхательной систем (p < 0,001). Особого внимания заслуживает выявленная ассоциация HSIL с ВПЧ 16 типа (p < 0,001), хламидийной инфекцией (p = 0,042) и рецидивирующими вагинитами (p < 0,001).
Заключение. Полученные данные подчеркивают необходимость комплексного подхода к ведению пациентов с цервикальными интраэпителиальными плоскоклеточными поражениями, что позволит оптимизировать диагностику и медицинскую профилактику цервикальных неоплазий, сохраняя репродуктивное здоровье женщин.
Цель исследования: оценить сосудистый возраст и возможности метода объемной сфигмографии (ОС) в диагностике раннего сосудистого старения у пациентов трудоспособного возраста с СГ.
Материалы и методы. В анализ включены клинико-инструментальные данные 70 считающих себя здоровыми пациентов с впервые выявленной на этапе диспансеризации патологией щитовидной железы: 46 – с СГ (10,9 % (n = 5) мужчин и 89,1 % (n = 41) женщин) и 24 пациента без дисфункции ЩЖ (16,7 % (n = 4) мужчин и 83,3 % (n = 20) женщин). Сформированные группы сопоставимы по полу, возрасту, причастности к курению, наличию нарушения жирового обмена и артериальной гипертензии. Среднегрупповой паспортный возраст составил 53,2 ± 4,01 лет и 51,8 ± 5,11 лет соответственно (p > 0,05). С целью определения сосудистого возраста выбран расчетный подход с помощью шкалы ASCORE и визуализирующие методики: объемная сфигмография (ОС) и ультразвуковое исследование брахиоцефальных артерий (УЗИ БЦА). Статистическая обработка данных проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Excel и Statistica 10.0. Различия между показателями считались значимыми при p < 0,05. Дизайн исследования: поперечное когортное.
Результаты. Согласно шкале ASCORE, удельный вес лиц с ранним сосудистым старением составил 80,4 % (n = 37) против 58,3 % (n = 14) (χ2 = 3,90; p < 0,05). Установлена прямая, средней силы взаимосвязь между СГ и наличием признаков атеросклеротического (r = 0,49; р < 0,05), многососудистого поражения БЦА (r = 0,43; р < 0,05); между ранним сосудистым старением по шкале ASCORE и УЗИ-признаками раннего сосудистого старения (r = 0,33, р < 0,05), сниженным значением лодыжечно-плечевого индекса (ABI) на одной из ног и наличием УЗ-признаков многососудистого атеросклеротического поражения БЦА (r = 0,337, р < 0,001), признаками нестабильности АСБ (r = 0,43; р < 0,05). Вместе с тем, по CAVI достоверного межгруппового различия, статистически значимых свидетельств в пользу раннего сосудистого старения у пациентов с СГ получено не было: R-CAVI составил 8,0 (6,47–9,2) и 7,7 (6,5–8,3), L-CAVI – 7,6 (6,7–8,9) и 7,3 (6,2–8,3) соответственно.
Заключение. Установленные нами взаимосвязи между ранним сосудистым старением по шкале ASCORE и УЗИ-признаками раннего сосудистого старения, сниженным значением ABI хотя бы на одной из ног и наличием УЗ-признаков полисосудистого атеросклеротического поражения БЦА, признаками нестабильности АСБ свидетельствуют о недопустимости изолированного применения сердечно-лодыжечного индекса CAVI в диагностике раннего атерогенеза у коморбидных пациентов. В случае тандемного анализа основных характеристик жесткости сосудистой стенки (CAVI и ABI), уточнения дополнительных индексов объемной сфигмографии, диагностическая ценность метода повышается.
Цель – провести анализ прочностных характеристик цементно-винтовой фиксации мульти-юнит абатментов к дентальным имплантатам с плоскостным и коническим типом соединения в эксперименте в условиях циклических нагружений, имитирующих функциональные нагрузки в ротовой полости.
Методы. Оценивали прочностные характеристики цементно-винтового соединения (ЦВС) мульти-юнит абатментов к дентальным имплантатам из сплава Ti-6Al-4V диаметром 3,75 мм и длиной 11,5 мм с коническим и плоскостным типом соединения. Всего в эксперимент было включено 48 дентальных имплантатов – 24 с плоскостным и 24 с коническим типом соединения. В свою очередь каждые 24 имплантата были распределены на шесть групп в зависимости от экспериментальных условий: три группы при угле нагружения 22,5° и силе воздействия 100 Н с количеством циклов нагружения 100 000, 150 000 и 200 000; три группы при угле нагружения 45° и силе воздействия 100 Н с количеством циклов нагружения 100 000, 150 000 и 200 000.
Результаты. При сравнительном анализе прочности экспериментальных образцов в условиях максимальной нагрузки (угол нагружения 45° и 200 000 циклов нагружения) во 2-ом положении импланта, как наиболее слабом элементе всей конструкции, выявлено, что при коническом типе глубина ЦВС снижается на 19 %, а степень зажатия винтов – на 73 % от изначального уровня до нагрузки, в то время как при плоскостном типе аналогичные параметры снижаются на 33 % и 80 % соответственно.
Заключение. Установлено, что конический тип соединения является более надёжным нежели плоскостной тип, его использование позволяет повысить сопротивление нагрузкам, так как накопление усталости ортопедических конструкций при коническом мульти-юнит соединении возрастает в 1,2 раза, при плоскостном мульти-юнит соединении – в 1,5 раза. соединения, имитирующего проекцию 2-го премоляра) на 24 % по сравнению с плоскостным типом соединения.
Прежде всего – последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.
Вывод – риски самоуничтожения человечества должны быть взяты под всеобщую жесткую нравственную ответственность, в противном случае человечество ждет неминуемая катастрофа.