Архив

2025 №3
Редакционная статья Опасный недуг медицины
Ю. К. Абаев
DOI:  https://doi.org/10.51922/1818-426X.2025.3.5
Аннотация
» Статья посвящена проблеме гипоскиллии (дефицит клинических навыков), когда врач не способен грамотно расспросить пациента и провести физическое обследование ориентируясь, главным образом, на данные инструментальных и лабораторных методов исследования. Дана характеристика особенностей современного врача, обусловленных технологическим прогрессом и коммерциализацией медицины: избыточный прагматизм, чрезмерная ориентация на новые медицинские технологии, скептическое отношение к физическим методам обследования, недостаточно развитое клиническое мышление. Освещены причины гипоскиллии, возможные ошибки и опасности в диагностике и лечении, связанные с недостаточным физическим обследованием пациента. Акцентировано внимание на опасном разобщении врача и больного, между которыми преградой встает медицинская техника, что ослабляет столь важные в медицине межличностные контакты. Отмечена информативность и экономическая эффективность традиционных методов физического обследования, удобство наблюдения в динамике, ценность для ранней диагностики осложнений, возможность обоснованного выбора более сложных методов исследования, положительное влияние непосредственного общения врача с пациентом. Подчеркнута особая опасность гипоскиллии у врачей «первого контакта», способствующая увеличению количества пациентов теряющих время, а порой и шансы на излечение пока нет рабочего диагноза. Показана важность сбалансированного подхода к использованию высоких медицинских технологий и физических методов обследования.
Страница главного редактора Медицина без пациентов
Ю. К. Абаев
Аннотация
Учеба в медицинском вузе становится все более технологичной, однако подготовить врача нельзя, применяя даже самые совершенные методы формализации учебного процесса. В современный «век тестов» особое значение имеет «обучение медицине в палатах», позволяющее приблизить будущего врача к пациенту. Однако там, где находится самая суть врачебной работы, студент-медик далеко не всегда видит то, с чем он встретится на практике. Если со знаниями дело обстоит более-менее удовлетворительно, то с практическими навыками – отнюдь.