The article provides an overview of the problem of the increasing shortage of motor activity as one of the leading behavioural risk factors for public health. This negative trend is common in most countries of the world, regardless of their level of socio-economic development, affecting the population of almost all age groups. Children and adolescents are the most vulnerable age group in the formation of hypodynamics and related morphofunctional deviations. The article describes the current situation of the problem of hypodynamics among schoolchildren of the Republic of Belarus, reflects behavioural and socio-hygienic risk factors of its formation, notes the aggravating role of passive types of leisure organization, thus focusing attention on the leading directions of its prevention.
- 1. Борисова, Т. С. Гигиенические аспекты изучения интернет-зависимости как фактора риска неинфекционной заболеваемости населения / Т. С. Борисова, Е. В. Волох, Е. А. Янущик // Медицинский журнал. – 2018. – № 3. – С. 9–12.
- 2. Борисова, Т. С. Гигиенические требования к организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования: учебно-методическое пособие / Т. С. Борисова, М. М. Солтан. – Минск: БГМУ, 2018. – 71 с.
- 3. Борисова, Т. С. Гигиенические требования к организации физического воспитания в учреждениях для детей и подростков: учебно-методическое пособие / Т. С. Борисова, Е. В. Волох. – Минск: БГМУ, 2019. – 70 с.
- 4. Бушуева, Э. В. Состояние здоровья детей как медико-демографическая проблема / Э. В. Бушуева [и др.] // Здравоохранение Чувашии. – 2019. – № 1. – С. 48–56.
- 5. Волох, Е. В. Профилактика гиподинамии среди молодежи как путь эффективного достижения целей сохранения здоровья общества / Е. В. Волох, В. В. Русина // Инновации в медицине; материалы I международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2019. – Т. II. – С. 71–78.
- 6. Гузик, Е. О. Модель школы здоровья Республики Беларусь / Е. О. Гузик, Н. А. Гресь // Здоровье и окружающая среда. – 2016. – № 26. – С. 78–82.
- 7. Гузик, Е. О. Характеристика состояния здоровья детского населения Республики Беларусь / Е. О. Гузик // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. тр. / М-во здравоохр. Респ. Беларусь, Науч.-практ. центр гигиены; гл. ред. С. И. Сычик. – Минск: РНМБ, 2015. – Вып. 25. – С. 130–134.
- 8. Десятикратный рост числа детей и подростков с ожирением за последние сорок лет: новое исследование Имперского колледжа в Лондоне и ВОЗ [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/detail/11-10-2017-tenfold-increase-in-childhood-and-adolescent-obesity-in-four-decades-new-study-by-imperial-college-london-and-who. – Дата доступа: 02.07.2019.
- 9. Дети и молодежь Республики Беларусь: статистический сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 133 с.
- 10. Каркашадзе, Г. А. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста / Г. А. Каркашадзе [и др.] // Педиатрическая фармакология. – 2017. – № 1 (14). – С. 7–23.
- 11. Маханькова, Т. В. Первичная заболеваемость детей в Республике Беларусь – основные характеристики и тенденции / Т. В. Маханькова // Охрана материнства и детства. – 2010. – № 2(16). – С. 68.
- 12. Махонин, Е. В. Современные детерминанты здоровьесберегающей образовательной среды: монография / Е. В. Махонин [и др.]. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. – 243 с.
- 13. Ожирение и избыточный вес [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ obesity-and-overweight . – Дата доступа: 02.07.2019.
- 14. Осипов, А. Н. Повышение мотивации к урокам физической культуры // Концепт. – 2015. – № 11. – С. 1–6.
- 15. Основы гигиены детей и подростков : учеб. пособие / Т. С. Борисова [и др.]; под ред. Т. С. Борисовой. – Минск: Новое знание, 2018. – 390 с.
- 16. Пономаренко, И. И. Традиции и инновации в охране здоровья детей / И. И. Пономаренко, Т. М. Коновалова // Здоровье Российской Федерации. – 2013. – № 5. – С. 13–15.
- 17. Сечко, Н. Н. Демографическая политика Беларуси и России в контексте повышения качества жизни населения / Н. Н. Сечко, Е. В. Таранова // Социологический альманах. – 2011. – № 2 – С. 182–191.
- 18. Симаева, И. Н. Охрана здоровья обучающихся: возможности самосохранительной социализации в системе образования / И. Н. Симаева // Вестник БФУ им. И. Канта. Сер. Педагогические и психологические науки. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. – Вып. 11. – С. 56–60.
- 19. Солнцева, А. В. Ожирение у детей: учебно-методическое пособие / А. В. Солнцева. – Минск: БГМУ, 2019. – 24 с.
- 20. Срулевич, С. А. Динамика показателей уровня физического здоровья детей младшего школьного возраста / С. А. Срулевич, Ж. Н. Власова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 3. – С. 17–18.
- 21. Третьякова, Н. В. К вопросу о выявлении факторов риска для здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях / Н. В. Третьякова // Ученые записки. – 2012. – № 3 (85). – С. 172–177.
- 22. Третьякова, Н. В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: монография / Н. В. Третьякова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. – 142 с.
- 23. Шахотько, Л. П. Демографическая реальность в Беларуси: особенности ситуации и политики / Л. П. Шахотько // Социальная политика и социология. – 2013. – № 2-2 (93). – С. 147–167.
- 24. Щуров, А. Г. Роль семьи в мотивации школьников к двигательной активности в свободное время / А. Г. Щуров [и др.]. // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). – С. 475–479.
- 25. ACTIVE: a technical package for increasing physical activity] [Electronic resource] // World Health Organization, 2018. – Access of mode: https://apps.who.int/iris/handle/10665/275415?locale-attribute=en&. – Access of date: 02.07.2019.
- 26. Global Recommendations on Physical Activity for Health 2010 г. [Electronic resource] // World Health Organization. – Access of mode: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44399/9789241599979_eng.pdf?sequence=1. – Access of date: 02.07.2019.
- 27. Mura, G. Effects of School-Based Physical Activity Interventions on Cognition and Academic Achievement:A Systematic Review / G. Mura [et al.] // CNS Neurol Disord Drug Targets. – 2015. – № 14(9):1194–208. DOI: 10.2174/1871527315666151111121536.