Н. К. Григорьева, С. Н. Шубина, Е. В. Тарасевич, Т. Н. Алыко, М. П. Бубенчик
УО «Белорусский государственный медицинский университет», ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», ГУ «432 ордена Красной Звезды главный военный клинический медицинский центр Вооруженных сил Республики Беларусь»
При социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра возникает множество трудностей, связанных как с речевыми нарушениями разной степени выраженности, так и с проблемой установления эмоциональных связей. Социальная адаптация – это приспособление к среде обитания, взаимоотношение между человеком и средой, в ходе которого постепенно начинают совпадать требования и ожидания сторон. У детей с расстройствами аутистического спектра преобладает желание сохранить постоянство, избегание коммуникации, а также эмоциональных и физических контактов, стремление к одиночеству.
Целью работы является обсуждение необходимости нахождения таких детей в среде обычного детского коллектива, принимая опыт сверстников, при условии сохранности интеллекта. Авторами описывается 1 клинический случай пациентки с расстройством аутистического спектра, окончившей общеобразовательную школу при сопровождении тьютора и регулярных логопедических занятиях.
ключевые слова: социальная адаптация, расстройства аутистического спектра, врач-психиатр.
Features of social adaptation of children with autism spectrum disorders
N. K. Hryhoreva, S. N. Shubina, E. V. Tarasevich, T. N. Alyko, M. P. Bubenchik
During the social adaptation of children with autism spectrum disorders, there are many difficulties associated with both speech disorders of varying severity and the problem of establishing emotional ties. Social adaptation is an adaptation to the environment, the relationship between a person and the environment, during which the requirements and expectations of the parties gradually begin to coincide. Children with autism spectrum disorders have a desire to maintain constancy, the avoidance of communication, as well as emotional and physical contact, the desire for loneliness.
The aim of the work is to discuss the need for such children to be in the environment of an ordinary children’s team, accepting the experience of peers, the preservation of intelligence. The authors describe one clinical case of a patient with an autism spectrum disorder who graduated from a general education school accompanied by a tutor and regular speech therapy classes.
keywords: social adaptation, autism spectrum disorders, psychiatrist.
1. Davydova, Y. Features of socialization and school adaptation of children with autism spectrum disorders / Y. Davydova [et al.] // EDP Sciences. – 2021. – Vol. 258. – P. 52–54.
2. Nigmatullina, I. Children with Autism in the 21st Century: Problems with Socialization at a Preschool Age / I. Nigmatullina, V. Dadakina // ARPHA Proceedings. – 2019. – Vol. 1. – P. 1119–1129.
3. Abdurakhimovna, R. Z. On the features of inclusive education for autistic children in a secondary school / R. Z. Abdurakhimovna [et al.] // E. Conference Zone. – 2022. – P. 85–88.
4. Григорьева, Н. К. Комплексная оценка расстройств аутистического спектра в детской психиатрии / Н. К. Григорьева, С. Н. Шубина, Т. Н. Алыко // Медицинский журнал. – 2023. – Т. 83, № 1. – С. 139–146.
Формат файла: pdf (229.51 Кб)