Background: the process of studying at a medical university is associated with emotional stress, which can lead to stress and anxiety. Aim: to study the range of medications used by medical students for anxiety and (or) stress and the factors influencing their choice. Material and methods: survey of 106 students of the Medical University (GrSMU) of both sexes (74.5 % female and 25.5 % male) aged 17 to 25 years. Results: when feeling anxious or stressed, most students use herbal sedatives, for example, valerian tincture, etc. (51 %). The second most popular are glycine (39 %) and phenibut (33 %). Adaptol (mebicar) and Magne B6 are also very popular (26 % each, respectively). 5 MEDICAL JOURNAL 3/2024 Reviews and lectures Медицинское образование считается одной из наиболее академически и эмоционально требовательных учебных программ и, следовательно, время и эмоциональная отдача, необходимые студентам-медикам для того, чтобы надлежащим образом посвятить их обучению, огромно [1]. В дополнение к сильному чувству страха или паники тревога также может ухудшать целенаправленное внимание, концентрацию, рабочую память и перцептивно-моторную функцию. Все, из которых являются важными областями, позволяющими студентам-медикам и врачам оказывать безопасную и эффективную медицинскую помощь пациентам [2–5]. Одним из способов борьбы с тревогой или стрессом является фармакотерапия [6]. Цель. Изучить ассортимент лекарственных средств, используемых студентами медицинского университета при стрессе и тревоге. Материалы и методы Методом анкетирования в Интернете при помощи сайта Google Forms было опрошено 106 студентов медицинского университета (ГрГМУ) (74,5 % женского пола и 25,5 % мужского) в возрасте от 17 до 25 лет. Для анкетирования предварительно собирались адреса электронной почты студентов. Затем на отобранные случайным способом адреса высылалась анкета. Статистическая обработка полученных данных выполнялась на персональном компьютере с помощью программ «Excel» и «Statistica 10.0». Результаты и обсуждение Больше всего респондентов оказалось с лечебного факультета (42,5 %), за ним следует медико-психологический со значительным процентом (37,7 %). Медико-диагностический и педиатрический факультеты имеют более низкие доли в общем числе респондентов (10,4 % и 9,4 % соответственно). Что касается возраста студентов, большинство из них находятся в возрастной группе от 19 до 20 лет (36,8 % и 31,1 % соответственно). Студенты в возрасте 17 и 18 лет составляют небольшой процент от общего числа (4,7 % и 8,5 %). Относительно уровня тревоги наблюдается, что большинство студентов часто испытывают тревогу (54,7 %), в то время как меньшая часть иногда (29,2 %) или редко (16,1 %) сталкивается с этим. Подавляющее большинство студентов (62,3 %) испытывали подобные расстройства в школьные годы. Что касается приема лекарственных препаратов, 64,2 % студентов не принимают их, в то время как 35,8 % ответили утвердительно. Касательно источника выбора препаратов, студенты преимущественно руководствуются советами друзей и знакомых (44,4 %) и рекомендациями врача (40,3 %), небольшая часть студентов выбирает препарат сами (15,3 %). Выяснилось, что студенты при выборе конкретного лекарственного средства обращают внимание на следующие параметры: риск лекарственных взаимодействий (20,8 %), риск побочных эффектов (18,1 %) и на стоимость его (15,3 %). В отношении применения комбинаций лекарств при стрессе или тревоге большинство студентов (75,8 %) заявило, что не использовали такую практику. 69 % студентов отметили, что принимаемые ими лекарственные препараты были эффективны, тогда как 31 % заявили, что они не вызывали желаемого эффекта. Согласно полученным данным, при тревоге или стрессе большинство студентов используют седативные препараты на растительной основе, такие как настойка валерьяны и т. п. (51 %). Вторым по популярности является глицин (39 %) и фенибут (33 %). Адаптол (мебикар) и Магне В6 также пользуются значительной попуIn addition, Afobazole (fabomotizole) (14 %), the homeopathic drug Tenoten (10 %) and (less than 3 % of respondents each): Dapten (mebicar), Noofen (phenibut), paroxetine, Grandaxin (tofisopam), chamomile herbal tea. Conclusions: The vast majority of students do not use medications to reduce anxiety, which may indicate that the level of stress and anxiety in most students is low. Due to easier access to treatment, students prefer over-the-counter medications. Key words: students, questionnaires, stress and anxiety, medications.
-
1. Wolf, T. M. Stress, coping and health: enhancing well-being during medical school // Med Educ. – 1994. – № 28(1). – P. 8–17; discussion 55–7. doi: 10.1111/j.1365- 2923.1994.tb02679.x. 2. Rynn, M. A., Brawman-Mintzer O. Generalized anxiety disorder: acute and chronic treatment. CNS Spectr. – 2004. – № 9 (10). – Р. 716–23. doi: 10.1017/ s1092852900022367. 3. Eysenck, M. W., Derakshan N., Santos R., Calvo M. G. Anxiety and cognitive performance: attentional control theory // Emotion. – 2007. – № 7 (2). – Р. 336–53. doi: 10.1037/1528-3542.7.2.336. 4. Moran, T. P. Anxiety and working memory capacity: A meta-analysis and narrative review // Psychol Bull. – 2016. – Vol. 142 (8). – Р. 831–864. doi: 10.1037/bul000005.
5. Runswick, O. R, Roca A., Williams A. M., Bezodis N. E., North J. S. The effects of anxiety and situation-specific context on perceptual-motor skill: a multi-level investigation // Psychol Res. – 2018. – Vol. 82 (4). – P. 708–719. doi: 10.1007/s00426-017-0856-8. 6. Quek, T. T., Tam W. W., Tran B. X., Zhang M., Zhang Z., Ho C. S., Ho R. C. The Global Prevalence of Anxiety Among Medical Students: A Meta-Analysis // Int J Environ Res Public Health. – 2019. – № 16 (15). – Р. 2735. doi: 10.3390/ijerph16152735. 7. Видаль: справочник лекарственных средств [Электронный ресурс]: [сайт]. [Vidal': spravochnik lekarstvennyh sredstv [Electronic resource]: [sajt].] – URL: https://www. vidal.ru/drugs/valerianae_tinctura__30171. 8. Kawai, N., Sakai N., Okuro M., Karakawa S., Tsuneyoshi Y., Kawasaki N., Takeda T., Bannai M., Nishino S. The sleep-promoting and hypothermic effects of glycine are mediated by NMDA receptors in the suprachiasmatic nucleus // Neuropsychopharmacology. – 2015. – № 40 (6). – Р. 1405–16. doi: 10.1038/npp.2014.326. 9. Ye, M., Lee S., Yu H. J., Kim, K.-R., Park H.-J., Kang I.-C., Kang S. A., Chung Y.-S., Shim I. Sedative-Hypnotic Effects of Glycine max Merr. Extract and Its Active Ingredient Genistein on Electric-Shock-Induced Sleep Disturbances in Rats // Int. J. Mol. Sci. – 2023. – № 24. – Р. 7043. doi.org/10.3390/ijms24087043. 10. Khaunina, R. A., Lapin I. P. Use of fenibut in psychiatry and neurology and its place among other psychotropic drugs (review of the literature) // J. Nevropatol Psikhiatr Im S. S. Korsakova. – 1989. – Vol. 89 (4). – Р. 142–5. 11. Видаль: справочник лекарственных средств [Электронный ресурс]: [сайт]. [Vidal': spravochnik lekarstvennyh sredstv [Electronic resource]: [sajt].] – URL: https://www.vidal.ru/drugs/magne_b6__472. 12. Val’Dman, A. V., Zaikonnikov I. V., Kozlovskaia M. M., Zimakova I. E. Characteristics of the psychotropic spectrum of action of mebicar. Biulleten’ eksperimental’noi biologii i meditsiny. – 1980. – № 89 (5). – Р. 568–70 (In Russian). 13. Neznamo, G. G., Siuniakov S. A., Chumako D. V., Bochkare V. K., Seredenin S. B. Clinical study of the selective anxiolytic agent afobazol // Eksperimental’naia i Klinicheskaia Farmakologiia. – 2001. – № 64 (2). – Р. 15–19 (In Russian). 14. Видаль: справочник лекарственных средств [Электронный ресурс]: [сайт]. [Vidal': spravochnik lekarstvennyh sredstv [Electronic resource]: [sajt].]. – URL: https://www.vidal.ru/drugs/afobazol__8918. 15. Katzung, B. G. Basic & Clinical Pharmacology, 15th Ed., McGraw-Hill. – 2021. – 1311 p. 16. Mercier, A., Auger-Aubin I., Lebeau J. P., Schuers M., Boulet P., Van Royen P., Peremans L. Why do general practitioners prescribe antidepressants to their patients? A pilot study // Biopsychosoc Med. – 2014. – № 8. – Р. 17. doi: 10.1186/1751-0759-8-17. 17. Видаль: справочник лекарственных средств [Электронный ресурс]: [сайт]. [Vidal': spravochnik lekarstvennyh sredstv [Electronic resource]: [sajt].]. – URL:. https://www.vidal.ru/drugs/grandaxin. 18. Shang, A. [et al.]. Are the clinical effects of homoeopathy placebo effects? Comparative study of placebocontrolled trials of homoeopathy and allopathy // Lancet. – 2005. – Vol. 366 (9487). – Р. 726–32.
19. Ernst, E. A systematic review of systematic reviews of homeopathy // British Journal of Clinical Pharmacology. – 2002. – № 54 (6). – Р. 577–82. 20. [Electronic resource]: [sajt]. – URL https://apteka. ru/product/romashka-czvetki-fitochaj-15-20-sht-filtr-pakety5e32657eca7bdc000192b532.