А. И. Лемешевский, С. С. Лемешевская, Н. Я. Бовтюк, О. Ф. Антиперович
УО «Белорусский государственный медицинский университет»
Практической подготовке хирурга заслуженно уделяется большое внимание, но единый подход к обучению не сформирован [1, 2]. Планомерное развитие рук будущего специалиста хирургического профиля является актуальной проблемой. Для достижения оптимального уровня мануальной техники требуются годы и раннее начало обучения способствует этому. Важно иметь четкое представление о том, какие навыки следует тренировать и к чему стремиться. Цель работы. Предполагалось определить факторы, влияющие на обучение хирургической технике и эффективность разработанной программы подготовки. Было сформировано 5 групп по 7–8 человек. С каждой группой было проведено обучение, которое включало в себя 8 часов практических занятий с преподавателем по учебной программе «Основы хирургической техники». Всем студентам были предоставлены: учебное пособие «Основы хирургической техники», инструменты и Базовый хирургический тренажер. Осваивалось 28 различных навыков, из которых 63,4 % оказались для студентов абсолютно новыми. После окончания практических занятий были даны рекомендации и выделено 4 месяца на самостоятельную подготовку. С освоением программы «Основы хирургической техники» справилось 90,9 % студентов, которые при заключительном анкетировании оценили эффективность всего проведенного курса на 9,76 балла (по 10-балльной шкале). По рекомендации студентов, высказанной при анкетировании, начата подготовка видеокурса, который размещается на YouTube по адресу https://www.youtube.com/c/LearningSurgicalTechnique. Программа «Основы хирургической техники» соответствует возможностям студентов 2–3 курсов, может быть освоена ими в течение одного семестра обучения. Эту программу возможно рассматривать и как первый этап доклинической подготовки с освоением основ хирургической техники, и как начало профессиональной ориентации для будущих специалистов хирургического профиля.
ключевые слова: хирургическая техника, обучение, навыки, развитие рук
The first step in learning surgical techniques
A. Lemeschewskij, S. Lemiasheuskaya, M. Bautsiuk, O. Antiperovich
Great attention is deservedly given to the practical training of the surgeon, but uniform training approach has not been formed. The systematic development of hands of future surgery specialist is an urgent problem. It takes years to reach the optimal level of manual technique, and early training start contributes to this. It is important to have a clear idea of what skills to train and what to strive for. The aim of the work was assumed to determine the factors affecting the training of surgical techniques and effectiveness of the new training program. We have formed 5 groups of 7–8 people in the group. Each group was trained, which included 8 hours of practical training with a teacher in the curriculum “Fundamentals of surgical techniques”. All students were provided: a textbook “Basics of surgical equipment”, tools and a basic surgical simulator. 28 different skills were mastered, of which 63.4 % were for students absolutely new. Recommendations were given and allocated 4 months on independent training after the end of practical classes. We have identified that 90.9 % of students coped with the development of the program “Fundamentals of surgery”, which, with the final questionnaire, estimated the effectiveness of the entire rate of 9.76 points (on a 10-point scale). According to the recommendation of students expressed when surveying, the training of a video course has begun, which is located on YouTube at https://www.youtube.com/c/LearningSurgicalTechnique. The program “Fundamentals of surgical technique” corresponds to the possibilities of students of 2–3 courses; can be mastered by them during one semester of training.
keywords: surgical technique, training, skills, hands development
1. Sherris, D. A., Kern E. B. Essential Surgical Skills. – Philadelphia; London, 2004.
2. Sarah, E. Peyre. A Surgical Skills Elective Can Improve Student Confidence Prior to Intership // Journal of Surgical Research. – 2006. – № 133. – Р. 11–15.
3. Лемешевский, А. И. Основы хирургической техники: уч. программа. – 2019. – Доступно: https://www.bsmu.by/downloads/otdeli/uch-metod/2020-1/kursi-po-viboru/2/hir-teh-new.rar.
4. Лемешевский, А. И. Основы хирургической техники: учеб. пособие. – Минск: Выш. шк., 2019. – 181 с.
5. Лемешевский, А. И. Патент Республики Беларусь № 12135 «Базовый хирургический тренажер для овладения основами хирургической техники» // Афiцыйны Бюлетэнь. – 2019. – № 5(130). – 105 с.
6. Лемешевский, А. И. Основы хирургической техники [канал YouTube]. – Доступно: https://youtu.be/mZfIbRpWWRo.
7. Лемешевский, А. И. Обучение хирургической технике с нуля [канал YouTube]. – Доступно: https://www.youtube.com/c/LearningSurgicalTechnique.
8. Lemeschewskij, A. I. Learning Surgical Technique: Basic Skills. – 2020. – 188 р.
References
1. Sherris, D. A., Kern E. B. Essential Surgical Skills. – Philadelphia; London, 2004.
2. Sarah, E. Peyre. A Surgical Skills Elective Can Improve Student Confidence Prior to Intership // Journal of Surgical Research. – 2006. – № 133. – Р. 11–15.
3. Lemeschewskij, A. I. Osnovy khirurgicheskoy tekhniki: uch. programma. – 2019. – Available at: https://www.bsmu.by/downloads/otdeli/uch-metod/2020-1/kursi-po-viboru/2/hir-tehnew.rar.
4. Lemeschewskij, A. I. Osnovy khirurgicheskoy tekhniki: uchebnoye posobiye. – Minsk: Vysh. shk., 2019. – 181 с.
5. Lemeschewskij, A. I. Patent Respubliki Belarus’ № 12135 «Bazovyy khirurgicheskiy trenazher dlya ovladeniya osnovami khirurgicheskoy tekhniki» / Afitsyyny Byuleten’. – 2019. – № 5(130). – 105 с.
6. Lemeschewskij, A. I. Osnovy khirurgicheskoy tekhniki [Kanal YouTube]. – Available at: https://youtu.be/mZfIbRpWWRo.
7. Lemeschewskij, A. I. Learning Surgical Technique from Scratch [Kanal YouTube]. – Available at: https://www.youtube.com/c/LearningSurgicalTechnique.
8. Lemeschewskij, A. I. Learning Surgical Technique: Basic Skills. – 2020. – 188 р.
Поступила 08.04.2021 г.
Формат файла: pdf (721.74 Кб)