Н.И. Гребень, М.В. Песоцкая, А.Р. Дельянова, Л.А. Прошина, Р.И. Бибик
УЗ «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии»
Нейросенсорная тугоухость одна из актуальных проблем оториноларингологии в медицинском и социальном аспектах. Целью данного исследования было проанализировать результаты слухоречевой реабилитации с использованием метода кохлеарной имплантации (КИ) у 274 пациентов детского возраста с диагнозом Двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость тяжелой степени и глухотой. Анализ эффективности слухоречевой реабилитации детей после КИ по возрастным группам проводился по уровню речевого развития пациента, возможности получать образование по программе массовых дошкольных и школьных учреждений образования, социальной адаптации ребенка в обществе. Важнейшее влияние на эффективность реабилитационных мероприятий оказывают сроки выявления нарушений слуха и выполнения хирургического вмешательства. Чем раньше проведено хирургическое вмешательство, тем меньший процент детей имеет вероятность неудовлетворительного результата слухоречевой реабилитации. Доли пациентов с неудовлетворительным результатом реабилитации в разных возрастных группах различаются статистически значимо (р = 0,015) при сравнении трех групп. Наибольший процент (18,4 %) неудовлетворительных результатов отмечается в возрастной группе от 2-х до 7 лет в сравнении с группой детей до 2-х лет (р = 0,010). Различия в результатах реабилитации по гендерному признаку статистически значимы (р = 0,016): 19,4 % (34 из 175) пациентов имели неудовлетворительный результат среди мальчиков; 9,2 % (13 из 142) – среди девочек, причем распределение мальчиков и девочек по возрасту не различается (р = 0,27). Среди жителей села статистически значимо больший процент пациентов с неудовлетворительным результатом реабилитации (р = 0,017): 25,9 % в сравнении с 12,2 % – среди городских жителей.
ключевые слова: кохлеарная имплантация (КИ); долингвальная нейросенсорная глухота; реабилитация; анализ результатов
Correctional and pedagogical work in cochlear implantation in children in the republic of Belarus: analysis of the results
N.I. Hreben, M.V. Pesotskaya, A.R. Delianova, L.A. Proshyna, R.I. Bibik
Sensorineural hearing loss is one of the urgent problems of otorhinolaryngology in the medical and social aspects. The purpose of this study was to analyze the results of hearing and speech rehabilitation using the method of cochlear implantation (CI) in 274 pediatric patients diagnosed with Bilateral chronic neurosensory hearing loss severe and deaf. Analysis of the effectiveness of hearing-speech rehabilitation of children after CI by age groups was carried out according to the level of the patient’s speech development, the opportunity to receive education under the program of mass pre-school and school educational institutions, and social adaptation of the child in society. The results of rehabilitation after the surgical stage of CI using the method developed by the RSPC for Otorhinolaryngology are slightly better than the standard, but they have no statistical significance, which confirms the decisive role of the stage of postoperative hearing-speech rehabilitation in achieving the goal of using CI. The most important influence on the effectiveness of rehabilitation measures is the timing of the detection of hearing impairment and the implementation of surgical intervention. The earlier the surgical intervention is performed, the smaller the percentage of children is the likelihood of an unsatisfactory result of hearing-speech rehabilitation. The proportions of patients with unsatis-factory rehabilitation results in different age groups differ statistically significantly (p = 0.015) when comparing the three groups. The highest percentage (18.4 %) of unsatisfactory results is observed in the age group from 2 to 7 years old compared with a group of children under 2 years old (p = 0.010). The differences in the results of gender-based rehabilitation are statistically significant (p = 0.016): 19.4 % (34 of 175) patients had an unsatisfactory result among boys, 9.2 % (13 of 142) among girls, and the distribution of boys and girls by age does not differ (p = 0.27. Among the villagers there is a statistically significantly higher percentage of patients with an unsatisfactory rehabilitation result (p = 0.017): 25.9 % compared to 12.2 % among urban residents.
keywords: cochlear implantation (CI); pre-sensory neurosensory deafness; rehabilitation; analysis of the results
1. Артюшкин, С. А. и др. Социальные и экономические аспекты своевременного выявления сенсоневральной тугоухости // Рос. оториноларингология. – 2015. № 5. – С. 16–19.
2. Базарова, Г. Э. Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации / Г. Э. Базарова//Обучение и воспитание: Методики и практика. – 2012. – № 1. – С. 126–130.
3. Гончарова, Е. Л., Кукушкина О. И., Никольская О. С. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка: монография. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
4. Дайхес, Н. А. и др. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни: метод. рекомендации. Науч.-клин. центр оториноларингологии ФМБА России, Рос. нац. исслед. мед. ун-т им. Н. И. Пирогова. – М., 2012. – 33 с.
5. Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2016 г. Респ. науч.-практ. центр мед. технологий, информатизации, упр. и экономики здравоохранения; ред.: О. С. Капранова, С. Л. Абрамович. – Минск: РНМБ, 2017. – 277 с.
6. Королева, И. В. Восприятие речевой интонации пациентами с кохлеарными имплантами / И. В. Королева [и др.] // Сенсорные системы. – 2016. – Т. 30, № 4. – С. 326–332.
7. Королева, И. В., Шапорова А. В., Кузовков В. Е. Разработка критериев и методов оценки эффективности кохлеарной имплантации у детей // Рос. оториноларингология. – 2013. – № 6. С. 80–86.
8. Николаева, Т. В. Экспериментальная апробация виртуальной практики «Учимся выявлять варианты развития детей с нарушением слуха» в процессе профессиональной подготовки специалистов сурдопедагогов и логопедов. Сообщение 1 // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 42–50.
9. Песоцкая, М. В. Кохлеарная имплантация у пациентов детского возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Минск, 2018. – С. 9–11.
10. Шматко, Н. Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 45–51.
11. Deafness and hearing loss: Facts heet: Updated Feb. 2017. Available at: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs300/en/. (Accessed 22 November 2017).
12. Clark, G. Cochlear implants: Fundamentalsand Applications. – New York: Springer, 2013. – 830 p.
Формат файла: pdf (326.63 Кб)